отadmin
Еще в античном мире физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец, силы и выносливости. Одной из разновидностей греческой гимнастики была орхестрика — гимнастика танцевального направления. Ее справедливо можно считать предшественницей всех существующих ритмических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.
На рубеже ШХ—ХХ в. формируется направление гимнастики, связанное с именем французского физиолога Ж. Демени. Его система физических упражнений была основана на ведущем значении ритма и гармонии движений, ритмичном чередовании расслабления и напряжения мышц. «Гимнастика» Ж. Демени базируется на естественных движениях, она чужда преклонения перед формой во имя принципа. Большое значение Ж. Демени придавал развитию ловкости и гибкости. Под этим подразумевалось умение выполнять движения, правильно напрягая необходимые группы мышц и расслабляя второстепенные. Таким образом, автор основывался на экономичности функционирования организма, основой которой считал правильную технику движения. Ж. Демени настаивал на том, чтобы все движения были амплитудными, непрерывными, «закругленными» и выполнялись по всем направлениям. Он особо подчеркивал непрерывность движения, закладывая этим основу метода поточного выполнения упражнений. Использование этого метода является одной из характерных особенностей ритмической гимнастики и аэробики. Говоря о «непрерывности», Ж. Демени имел в виду то, что «все движения должны делаться без остановок между фазами, это обеспечит правильное кровообращение и не вызовет усталости в мышцах». Ж. Демени имел много последователей, в том числе Б. Менсендик, разработавшую функциональную женскую гимнастику. Основными ее задачами были: укрепление здоровья при помощи гигиенической гимнастики, развитие силы, воспитание искусства движений в форме танца. Ритм движения она связывает с ритмом дыхания, которое считала важнейшей функцией организма. В гимнастике Б. Менсендик широко использовались корригирующие упражнения, многие ее рекомендации применяются в области лечебной физической культуры. В середине ХТХ в. началось увлечение выразительностью и ритмом движений. Родоначальником этого направления был Ф. Дельсарт. Система Ф. Дельсарта охватывала наряду с умением выразительно петь владение жестом, мимикой, движениями и позами, поэтому она получила название выразительной гимнастики. Среди последователей Ф. Дельсарта особо известна А. Дункан, являющаяся создателем танцевальной гимнастики для женщин. А. Дункан выступала с резким отрицанием классической школы в балете, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания. Особое значение она придавала гимнастике, считая ее основой всего физического воспитания. Значительный рост популярности ритмики начался в начале ХХ в. Он связан с именем ЭЖ. Далькроза. Ему принадлежит открытие значения чувства ритма в физической деятельности человека. Им впервые был применен термин «ритмическая гимнастика». Основа метода ЭЖ. Далькроза — органическое совпадение музыки и движения. Ему удалось создать своего рода нотную грамоту движений, с помощью которой он развивал у играющих чувство ритма. В дальнейшем от простой помощи музыканту ритмическая гимнастика перешла к широким задачам воспитания через движения, то есть к физическому воспитанию. «Ритмическая гимнастика имеет своей целью усиление силы и гибкости, подвижности мышц во времени и пространстве. Мой метод ритмической гимнастики стремится к тому, чтобы движение стало искусством», — писал ЭЖ. Далькроз. Теория ЭЖ. Далькроза распадается на три части: ритмическая гимнастика в узком смысле слова, развитие слуха (сольфеджио), музыкальная пластика и импровизация. Автор классифицировал движения не по органическому признаку, а по художественной образности. В первые же годы Советской власти Государственной комиссией по просвещению от 16 апреля 1918 г. было принято, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важных средств физического воспитания детей. В 1919 г. была создана «Студия пластического движения» З.Д. Вербовой. Студия готовила преподавателей для школ и техникумов. В 20—х гг. Появилось множество студий танца, основной из которых стала студия Л.Н. Алексеевой, носившая название «Школа—лаборатория художественной гимнастики». Одним из методов преподавания Л.Н. Алексеевой был метод художественно—эмоционального воспитания женщин с помощью танцевально—ритмического движения. В студию привлекались женщины вне зависимости от возраста и сложения. Система Л.Н. Алексеевой и в настоящее время развивается многими ее последователями. Основной отличительной особенностью гимнастической аэробики является выполнение упражнений под аккомпанемент современных эстрадных мелодий с ясно выраженным ритмом. В основе подобных мелодий лежит джазовое направление в музыке. Распространение и популярность джазовой музыки наблюдается в последние 60—70 лет, в ее основе лежат негритянские мелодии. Характерной особенностью этой музыки является то, что она неотделима от движений человеческого тела, неразрывно связана с хлопками, притопываниями и носит в своей основе ритмическую полифонию. В процессе эволюции джазовая музыка претерпела три этапа: классического джаза, период свинга и период современного джаза, одной из разновидностей которого является современное направление в эстрадной музыке. В конце 60—х гг. появляется новая форма гимнастики с использованием ритмичной музыки — джаз—гимнастика. Основателем этого гимнастического направления является М. Бекман —автор книги «Джаз—гимнастика». Особенности джаз—гимнастики заключаются в следующем: проведение занятий с минимальным количеством времени на объяснение, высокая моторная плотность; использование средств из области искусства в преломлении задач физического воспитания; выполнение упражнений под музыку; несоревновательная направленность занятий. В 70—х гг. появляется такая форма оздоровительной физической активности, как аэробные танцы, основоположником которой является Дж. Соренсен. Программа аэробных танцев включает в себя ритмичный бег, прыжки, наклоны, махи, а также множество танцевальных шагов и движений. По структуре и содержанию занятий аэробные танцы стоят ближе всего к современной ритмической гимнастике и аэробике. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что современная аэробика не является новым видом физической культуры, появившимся в наши дни. Она является одной из разновидностей гимнастики, образовавшейся на фундаменте основной гимнастики и впитавшей в себя элементы европейских гимнастических школ, элементы восточной культуры, а также элементы танцевальной и хореографической подготовки. Термин «аэробика» был впервые введен К. Купером в 1960 г. Происхождение его идет от слова «аэробный», то есть с участием кислорода, что имеет под собой физиологическую основу. К. Купером была предложена строго дозированная система физических упражнений имеющих аэробный характер энергообеспечения (бег, плавание, лыжи). Автор предложил четкую и логично построенную систему самооценки с помощью таблиц, которые позволяют достаточно точно оценить свое физическое состояние и тот прогресс, который приносят ему регулярные физические упражнения. «Возрастные» таблицы К. Купера делают аэробику доступной практически для всех контингентов населения. Именно аэробный характер физических упражнений придает им особую оздоровительную ценность. Вначале К. Купер в своей системе оздоровительных занятий предлагал только циклические виды спорта, но вскоре он расширил диапазон применяемых средств и наряду с другими включил в нее гимнастическую аэробику. В то время как Джаз—гимнастика захватывает Европу, в Америке бурно развивается аналогичное направление под названием «аэробические танцы». Известные актрисы Джейн Фонда, Синди Ром, Марлен Шарель и другие ведут телевизионные программы. Их высокое актерское мастерство и двигательная культура способствуют популяризации танцевальной аэробики. Американская актриса Джейн Фонда творчески подошла к аэробике. Она значительно обогатила и наполнила ее, объединив танцевальные упражнения, выполняемые под музыкальное сопровождение, в формат тренировки. Многие именно ее считают основательницей современной аэробики, внесший огромный вклад в ее популяризацию. В конце 80—х и начале 90—х гг. появляются новые виды аэробики: степ, слайд, фит—бол, аквааэробика и др., которые востребованы и по сей день. В 1984 году на экраны страны вышел первый выпуск «Ритмической гимнастики». Всего было снято 12 различных комплексов аэробики, с разными ведущими. Выпуски транслировались до 1991 года.
Выражаем благодарность за внимание к данной публикации и нашему сайту!